5f_media Golden Entry

Categories:

Мест нет: как бизнес стал катастрофой (а потом превратился в искусство)

Сегодня о велошеринге не слышал только ленивый — это легкий демократичный способ передвижения, полезный для здоровья и идеально вписывающийся в городскую среду. Однако мало кто задумывался, какими могут быть последствия на удивление экологичного стартапа

С чего все начиналось

«Мы должны знать факты и следовать им… Природа не прощает дураков и обязательно накажет их за глупость», — написал американский фантаст Эрнест Калленбах в своем утопическом романе «Экотопия» (1974). Книга опубликована в форме заметок журналиста Уильяма Уэстона, который исследует вымышленную страну, некогда отделившуюся от США и живущую по своим правилам. Экотопия, общество нового социального порядка, существует в гармонии с окружающим миром: ее жители используют энергосберегающие технологии, заботятся друг о друге и уважают право каждого на свободу и личное мнение. На дворе — 1999 год (то есть Калленбах заглянул в будущее на 25 лет вперед).

Именно из «Экотопии» многие узнали о велошеринге — на страницах романа писатель проиллюстрировал способ передвижения людей, не требующий органического топлива. Велошеринг описывался как часть транспортной системы города: наряду с велосипедами можно было совместно пользоваться автомобилями, работающими на электричестве.

В середине «зеленых» 70-х идея, описанная в «Экотопии», звучала на удивление актуально и прогрессивно, впрочем, ее автором был не Калленбах. Десятилетием ранее нидерландское контркультурное движение «Прово» (Provo) устроило необычную акцию: они оставили на улицах Амстердама 50 выкрашенных в белый велосипедов, на которых мог бесплатно передвигаться любой желающий.

Стоит сказать, что акция прошла не очень успешно — год спустя большинство двухколесных друзей были найдены выброшенными в каналы, остальные вовсе не удалось найти. Но революционно настроенные члены «Прово» не собирались сдаваться: «План белых велосипедов» (White Bicycle Plan) по распространению системы экологичного велошеринга активно продвигался в массы (у представителей «Прово» были места в городском совете Амстердама), пока движение не было распущено в 1967 году.

Лууд Схиммельпеннинк, вдохновитель «Плана белых велосипедов»
Лууд Схиммельпеннинк, вдохновитель «Плана белых велосипедов»

История одного стартапа

В 1995 году мечта наконец воплотилась в реальность (Калленбах был недалек от истины), когда в Копенгагене запустили систему городского велошеринга Bycyklen. Инициаторами проекта выступили предприниматели Оле Весунг (Ole Wessung) и Мортен Садолин (Morten Sadolin), которые сами когда-то лишились велосипедов, оставив их без присмотра на улице.

Копенгагенский Bycyklen кардинальным образом отличался от акции группы Provo — для аренды велосипеда необходимо было оставить депозит, который выплачивался клиенту при возвращении средства передвижения на базу. За невозврат велосипеда налагался штраф. Проект Весунга и Садолина изначально задумывался как коммерческий: предприниматели планировали продавать рекламное место на велосипедной раме. Идея с рекламой провалилась, но администрация города полюбила Bycyklen и взяла заботу о проекте на себя. Так Копенгаген стал первопроходцем в мире велошеринга, что неудивительно, учитывая инфраструктуру города и любовь местных жителей к двухколесному передвижению.

Впрочем, скоро мода брать велосипед напрокат облетела почти весь мир. Люди оценили демократичность велошеринга, его удобство и отсутствие негативного влияния на окружающую среду. Пользователи побеспокоилась и о своем здоровье, ведь полчаса крутить педали по дороге на работу однозначно полезнее неподвижного сидения в автомобиле. У проката велосипеда были также преимущества перед покупкой: в краткосрочной перспективе это дешевле и не нужно думать о том, где оставить своего двухколесного коня. Так, в начале 2000-х многие города Европы успешно адаптировали модель (среди первопроходцев — Вена, Париж, Лондон, Барселона, Стокгольм), прокат велосипедов появился в американских штатах.

Курс на восток

Сегодня география велошеринга существенно изменилась. Несмотря на всеобщую популярность тренда, 17 из 20 лидирующих брендов отрасли — китайские (по данным исследования, проведенного британским исследователем Оливером О Брином (Oliver O’Brien) для сайта bikesharemap.com). Mobike, Ofo, Hellobike and oBike — крупнейшие велопрокатные компании Поднебесной, известные во всем мире. Недаром китайцы называют велошеринг одним из четырех великих изобретений нового времени — система принесла миллионные доходы компаниям, подхватившим волну.

Интересно, что бум общественного проката велосипедов в Китае начался лишь несколько лет назад — в результате ответной меры на катастрофическую транспортную ситуацию на дорогах. Бренд Ofo вырос из инициативы студентов Пекинского университета в 2014 году, за ним последовал Mobike.

Велосипеды компании Mobike
Велосипеды компании Mobike

Попытки организовать систему велопроката предпринимались муниципальными органами и ранее, но безуспешно: китайцы не оценили идею с автоматизированными станциями и почти не пользовались новшеством. Ofo и Mobike извлекли выгоду из этой промашки: сумма депозита, назначенная компаниями, была несущественной, велосипеды находились в разных районах города и легко обнаруживались с помощью онлайн-приложения.

Знаменитый слоган компании Mobike «Вернем велосипеды на улицы города» действительно имел эффект: жители Китая массово пересаживались на двухколесный транспорт, а параллельно возникающие стартапы типа Bluegogo и Xiaoming Bike пытались повторить успех конкурентов. В то время как основной рынок для Ofo и Mobike был в Пекине и Шанхае, начинающие компании «захватывали» города, куда гиганты велошеринга еще не успели добраться — Ханчжоу, Сиань, Шэньчжэнь, Гуанчжоу и десяток других. Совокупный доход китайской индустрии в 2017 году составил 35 миллиардов долларов, ежедневное количество пользователей проката достигло 70 миллионов человек.

Крутой поворот

Взлет рынка велопроката в Китае напоминал сон — невероятный и короткий. Неучтенные последствия расширения производства сыграли с бизнесом злую шутку: китайцы охотно пересаживались на велосипеды, но не спешили отказываться от автомобилей, в то время как места на дорогах не прибавлялось.

Кроме того, введенная Mobike и Ofo система проката без привязки к станциям позволяла клиентам оставлять велосипеды где угодно, из-за чего образовывались заторы на проезжей части, на тротуарах и даже там, где, казалось бы, двухколесного друга оставить нельзя. На неподобающе припаркованные велосипеды автомобилисты и пешеходы реагировали агрессивно, в лучшем случае, отталкивая их в сторону или выбрасывая в канаву.

Количество производимых велосипедов росло — с ним росли и свалки на городских улицах. Осенью 2017 года правительство Китая, изначально поощряющее «зеленую» систему передвижения, начало вводить ограничения на выпуск новых моделей. Велошеринговые компании понесли убытки, большинство из них закрыли бизнес.

Пока компании и государственные органы страны пытались переосмыслить давшую сбой концепцию, кладбища велосипедов на улицах напоминали о катастрофе. Никому не нужные средства передвижения сваливались в кучи, которые за несколько месяцев заполонили городские пространства. Несколько десятков городов Поднебесной, охваченные сетью велошеринга, стали похожи на призраков — свалки различались только по преобладающему цвету колес. Ярко-желтые Ofo, голубые Bluegogo, алые Mobike — растекшаяся палитра стала неотъемлемой частью ландшафта.

Катастрофа как искусство

Последствия велошеринговой лихорадки можно наблюдать в разных городах Китая, но фотограф Ву Гоюн (Wu Guoyong) решил запечатлеть общую картину, совершив путешествие по всей стране. С помощью фото-и аэросъемки, видео и VR-технологий фотографу удалось передать масштаб катастрофы и парадокс ее ужасающей красоты.

Впервые опубликованные в июле 2018 года на китайском медиа-портале Sohu, снимки и видеозаписи Гоюна всколыхнули общественность и моментально облетели сеть. Так родился проект «Мест нет» (No place to place), который принес автору международное признание и несколько престижных наград в области фотографии. Чуткость и аналитичность высказывания Ву Гоюна трансформирует документальный жанр, возводя его в ранг искусства. А еще отсылает к пророческим словам идейного вдохновителя велошеринга Эрнеста Калленбаха: «Мы должны знать факты и следовать им… Природа не прощает дураков и обязательно накажет их за глупость».

Проект «Мест нет»
Проект «Мест нет»
Проект «Мест нет»
Проект «Мест нет»
Проект «Мест нет»
Проект «Мест нет»

Источники:

  • Foreign Policy. The Rise and Fall of China’s Cycling Empires by Frankie Huang, December 31, 2018
  • Fortune. China’s ‘Big Gamble’: Lessons From the Bike Sharing Bust May Hang Over Its A.I. Boom by Grady McGregor, December 6, 2019
  • Ernest Callenbach. Ecotopia: The Notebooks and Reports of William Weston, 1975
  • ‘Provo’, www.bl.uk (September, 2015)
  • Alsvik, Arild. ‘Bysyklene’ uio.no Universitetet i Oslo (May 23, 2018)
  • bikesharemap.com
  • Мария Лаврова. «Ву Гоюн. Мест нет», mamm-mdf.ru

Текст: Юлия Крышевич, арт-журналист. В основном пишет об искусстве и визуальной культуре, на русском и английском. Любит иностранные языки и здоровый образ жизни.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

fb inst tg zen vk yt

Читайте также:

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic